Drifter » 31-08, 18:53
Рецензия на петербургский концерт из последнего номера Classic Rock (автор Денис Бочаров).
<<Посещая рок-концерты, люди обычно преследую разные цели. Одни хотят увидеть высококлассное, завораживающее шоу, другие предпочитают сосредоточиться именно на музыкальной стороне действа, третьи просто желают хорошо провести время, а четвертые, в силу своего явного или мнимого статуса, не могут себе позволить пропустить тоили иное громкое мероприятие, потому что это "круто" и "престижно" - иначе рискуешь прослыть недотепой и лохом. Но вот интересно: чего ждут люди, отправляясь в 2007 году на концерт группы The Rolling Stones? Суперзажигательного шоу? Но роллинги, хоть никогда и не были равнодушны к визуальной составляющей своих выступлений, предпочитали брать все-таки не этим, и по части навороченности и пафосности шоу есть немало команд, которые дадут "камням" сто очков вперед. Мощнейшего драйва и бешеной энергетики? Но почти каждый из этих почтенных господ находится на середине седьмого десятка - а это не самый "зеленый" возраст для рок-н-ролла. Отменного пения и виртуозного владения инструментами? Но Мик Джаггер никогда не был великим вокалистом, а про Кита Ричардса даже ходит анекдот, что он, дескать, именно потому так уважаем в рок-мире, что до сих пор толком не научился играть на гитаре. Так в чем же здесь дело? Что надо от роллингов огромным толпам людей самых разных возрастов во всем мире? Почему каждый тур этих музыкантов (а туры эти проходят с завидным постоянством) неизменно является крупным и обсуждаемым событием, и регулярно становится самым высокооплачиваемым мероприятием в мире шоу-бизнеса?
"Группа находится на слуху и на виду уже 45 лет!" - воскликнет иной восторженный меломан. - "Эка невидаль, - пожмет плечами какой-нибудь скептик, - сегодня это не редкость, рок уже стар, и таких "возрастных" команд в мире хватает".
Словом, вопросов больше чем ответов, но, наверное, задавать их не стоит, ибо особо долго размышлять тут не о чем, и ответ лежит на поверхности: люди (а по примерным оценкам, в этот вечер на Дворцовой площади их было порядка 50 тысяч) просто пришли на "Роллинг Стоунз". Звучит ли сегодня хоть одно название, хоть один бренд в роке столь же всеобьемлюще, мощно и безапеляционно, как этот - The Rolling Stones?
И в этой связи совершенно неважно, зачем конкретно люди идут на эту группу: хотят ли они услышать знакомые и любимые песни, мечтают ли лицезреть "живое ископаемое" - Кита Ричардса, или просто ломятся на раскрученный донельзя "товарный знак". Потому ли, что это стопроцентная гарантия качества, или потому, что за этими ребятами такая длинная и удивительная история? Потому ли, что хочется быть причастными к живой легенде или просто в силу того, что постоянно (уже последние лет двадцать, наверное) возникает невольное опасение: а вдруг это в последний раз? Скорее всего, сегодня, по проишествии стольких лет, публика, в массе своей, даже не отдает себе отчета в том, зачем и почему: она просто знает, что на такой концерт нельзя не идти. И подобного рода репутация - явление в популярной культуре уникальное. Хотя репутацию такого свойства, конечно же, надо заслужить.
Что самое замечательное: роллинги не "насилуют" свой бренд, не прячутся за ширмой былых заслуг, хотя всем вокруг ясно, что второй Aftermath или Sticky Fingers они уже врядли запишут. Каждую минуту своего двухчасного шоу музыканты отрабатывают на полную катушку, причем делают это самозабвенно, получая огромное удовольствие как от собственного присутствия на сцене, так и от созерцания многотысячной аудитории. Сколько раз в этой жизни вы слышали слухи касательно того, что, дескать, такой-то концертный тур станет в истории группы последним? А инсинуации на тему того, что Rolling Stones, мол, распадаются? Признайтесь: достаточно часто. Но каждый раз сами роллинги (за исключением краткого периода в середине 80-х годов) не имели к этим слухам никакого отношения - их все время распускали представители медиа. Журналисты, которым либо трудно было поверить, либо просто не хотелось верить в то, что можно продолжать ТАК долго. При этом, поддерживая общую планку качества на неизменно высочайшем уровне.
Когда Stones приезжали в Россию в прошлый раз (11 августа 1998 года, Москва, стадион "Лужники"), они уже тогда, девять лет назад, казались невероятно древними, эдакими рок-мастодонтищами, наконец-то добравшимися до нас. Джаггеру тогда было 55... И, знаете, что? Глядя на то, как этот, ныне 64-летний, человек носится по сцене (не совершает судорожные перебежки и не делает неуклюжие телодвижения, а реально бегает), становится ясно одно:The Rolling Stones не распадутся никогда. Только естесственный ход событий и неумолимый бег времени может привести группу к чисто физическому финалу, но чтоб вот так, по собственной воле - не дождетесь.
Возможно, единственную поблажку, которую позволяют себе сегодня музыканты - выстраивают программу не вокруг сложных в вокальных и инструментальном отношении вещей (а таких у роллингов тоже предостаточно), а на основе сугубо драйвовых, риффовых вещей, не требующих ни голосовых "подвигов", ни виртуозных проигрышей. Но и эта "политика" выглядит беспроигрышной, потому что у группы хватает хитов, при исполнении которых и они не шибко напрягаются, и публика в восторге.
У The Rolling Stones полно номеров, которыми идеально открывать концерты. На сей раз это была Start Me Up - с этой вещи группа не начинала свои выступления почти двадцать лет, со времен турне с альбомом Steel Wheels . Далее последовала You Got Me Rocking , которая, как прописалась в концертном репертуаре группы с 1994 года, так и отказывается его покидать. После Rough Justice - единственной, кстати, прозвучавшей в этот вечер, вещи с нового альбома, - Джаггер обратился к публике: "Наконец мы здесь". Эту же самую фразу девять лет назад в Лужниках Мик произнес с куда менее заметным акцентом. Bitch и She's So Cold не относятся к числу наиболее часто исполняемых группой композиций, чего не скажешь о последовавших затем двух номерах с пластинки 1969 года Let It Bleed.
В песне I'll Go Crazy , взятой из репертуара Джеймса Брауна, и ему же посвященной, вовсю блистала замечательная темнокожая певица Лиза Фишер, ездящая с группой по всему свету не первый год (кстати, на московском концерте 1998 года она тоже сводила аудиторию с ума запредельным диапазоном своего голоса, только тогда при помощи Gimme Shelter ). После Tumbling Dice к микрофону подошел Кит, для того чтобы исполнить свои законные две песни. Вообще пение Ричардса - это отдельный, неотьемленый "аксессуар" выступлений The Rolling Stones: это как приправы к блюду, которое, и без того отменное, с ними станет еще вкуснее. Все знают, что Кит не лучший в мире певец, но без его "антре" определенная доля очарования из концерта ускользнет.
После того как главный разбойник рока исполнил пару номеров, на сцену, вооружившись гитарой, выбежал главный "живчик" рока, началась Miss You , и сцена поехала вперед. Это выдвижение "в народ" (еще одна обязательная составляющая концертов группы) длилось на протяжении четырех песен, а во время хрестоматийной и неизбежной Honky Tonk Women из стены, что за сценой, материализовался огромный надувной "фирменный" язык Stones (реньше исполнение этой вещи сопровождалось появлением надувных женщин, но, видимо, музыкантов утомило однообразие). Главные же песни, из тех, что роллинги вообще собирались исполнить в Питере, они, как водится, приберегли на самый финал концерта, выдав после Sympathy For The Devil (с ее знаменитой строчкой про Санкт-Петербург) три супербомбы, каждая из которых была в свое время хитом №1: Paint It Black, Jumpin' Jack Flash и Brown Sugar.
Концерт закончился. Второе пришествие роллингов на российскую землю состоялось. Нестареющие парни снова доказали, что они круче всех. И не будет ничего удивительного, если они еще разок приедут к нам году эдак в 2015-м. Для этой феноменальной группы нет ничего невозможного.>>[/b]