Из главы 13
Я вновь приехал на Ямайку вместе с Патти в 1995 году на День Благодарения. Прошло больше двадцати лет с тех пор, как я впервые играл там с местными растафарианскими музыкантами. Я пригласил поехать с нами Роба Фрабони с женой, он знал эту команду еще с 1973 года. Все, кто выжили после трудных времен, на тот момент были на месте, и нам представилась уникальная возможность записать их. У Фрабони было кое-какое записывающее оборудование, любезно предоставленное министром культуры Ямайки. Это был дар богов! Роб Фрабони – гений своего дела, он был незаменим, если вам нужно было записывать музыку вне студии. Его знания и возможности позволяли делать записи в самых неожиданных местах, так что дух захватывало. Он один из лучших звукорежиссеров, которых я когда-либо встречал. Он живет в двух шагах от меня в Коннектикуте, мы с ним сделали много записей вместе, в моей студии. Я назвал группу Wingless Angels (Бескрылые Ангелы), это название подсказал мне рисунок, который я сделал в тот год – именно он украшает обложку альбома – фигурка, похожая на летающего Раста. Этот рисунок так и валялся у меня, и однажды кто-то спросил, что это такое, и я брякнул первое, что пришло мне в голову: это бескрылый ангел. В группе произошло пополнение – певица Морин Фримантл, обладательница очень сильного голоса; женский вокал, это вообще-то редкость для Раста.
Вот как она рассказывает о начале нашего сотрудничества.
Морин Фримантл:
Однажды ночью Кейт сидел с Локси в баре «Манговое Дерево» в Стиртауне, а я просто проходила мимо, и Локси окликнул меня: сестра Морин, заходи, выпей с нами. Так я и познакомилась с этим парнем. Кейт обнял меня и сказал: эта сестра похожа на настоящую сестру. Мы выпили за знакомство; я пила ром с молоком. А потом… я даже не знаю, наверное, это была воля Джа. Я вдруг запела. Да, просто начала петь. И Кейт сказал: эта леди должна пойти со мной. Такое никогда не повторяется. Я кружилась в танце и пела. Я пела о любви, о мире, о радости, о счастье, всё это слилось для меня в одно. И это было что-то совсем другое…
Фрабони поставил микрофон в саду, и в начале записи можно было слышать пение сверчков, кваканье лягушек, шум океана прямо за верандой. Слышно, как люди на заднем плане играют в домино. У них в домах нет окон, только деревянные ставни. Это пробуждает сильные чувства, а чувства – это всё. Мы увезли пленки с собой в США. Перед нами стояла задача – сохранить главную суть этой музыки.
Там я и встретился с Блонди Чаплином, он приходил на сессии вместе с Джорджем Ресилом, который потом стал барабанщиком Боба Дилана. Джордж родом из Нью-Орлеана, и в нем намешано множество разнообразных кровей: итальянцы, негры, креолы - представлены все расы. Что удивительно – у него были голубые глаза…
Я хотел привнести в группу более глобальное настроение, и парни отовсюду стали съезжаться ко мне в Коннектикут, чтобы сделать свои наложения. Невероятный скрипач Фрэнки Гэвин, который основал “Dе Dannan”, ирландская фольклорная группа, с ее неповторимым ирландским юмором. И тогда определенные ощущения начали появляться. Конечно, в результате получился некоммерческий альбом, но я сделал то, что должен был сделать, и я до сих пор горжусь этим. Когда я писал эту книгу, еще один альбом был на подходе.
Вскоре после Exile, в музыку пришло очень много новых технологий, и даже самые умные инженеры в мире не понимали, что происходит. Раньше я записывал барабаны на улице, с одним микрофоном, и получал отличное звучание, а теперь, с пятнадцатью микрофонами, барабан звучит так, как будто кто-то топает по жестяной крыше. Тогда все увлеклись технологией, но потом, постепенно стали возвращаться к старому. Я всегда был против технологии, я считаю, что от нее нет абсолютно никакой пользы. Из-за этого запись стала занимать так много времени. Теперь, если у вас нет пятнадцати микрофонов для записи одной ударной установки, вы уже не знаете, что делать. Бас-гитарист выключен из процесса, и все сидят по своим кабинкам. Это совершенно противоречит главному принципу рок-н-ролла, где несколько парней сидят вместе в одной комнате в поисках своего звучания, просто подбирая музыку. Это невозможно сделать по отдельности. Все эти мифические высокие технологии, Долби, стерео, и прочее дерьмо, всё это идет во вред целостности, которая должна быть в музыке. Ни у кого не хватит смелости разрушить ее. И я подумал: а что привело меня к пониманию этого? Именно эти парни, которые записывались в комнате с тремя микрофонами. Они не записывали отдельно барабаны или бас. Они просто записывали то, что звучало в этой комнате. Разделенная на части, музыка лишается чего-то неуловимого. Дух, вдохновение, душа, как бы вы это ни назвали, разве есть такой микрофон, чтобы это уловить? Альбомы 80-х могли бы быть намного лучше, если бы мы поняли это тогда, и не повелись бы на модные технологии. В Коннектикуте, в подвале моего дома, Роб Фрабони создал студию под названием “Комната L”, потому что она имела L-образную форму. Целый год, с 2000 по 2001 я помогал Робу строить ее. Мы установили микрофон, повернув его к стене; мы не стали устанавливать их ни напротив инструментов, ни напротив усилителя. Мы пытались добиться, чтобы звук отражался от потолка и от стен, а не шел от каждого инструмента отдельно. На самом деле, нам не нужна была студия, нам была нужна комната, просто место, куда можно поставить микрофоны. Мы приобрели классный рекордер Stephens, один из самых точных записывающих устройств в мире, по внешнему виду напоминающий какой-то навороченный агрегат из фильма Кубрика “2001”.
11 сентября 2001 года мы записывали песню под названием "Love Affair", вместе с моей бывшей пламенной любовью, Ронни Спектор, и нам пришлось прервать запись на середине…
Если работать исключительно со Stones, можно замкнуться в тесных рамках. То же самое можно сказать, если работаешь только с Winos. Я считаю, что очень важно выходить за эти рамки. Я работал с Норой Джонс, с Джеком Уайтом, Тутсом Хаббертом – с ним вместе мы записали две или три версии "Pressure Drop".
with Tom Waits
Одним из первых, с кем я начал сотрудничать еще в середине 80-х, был Том Уэйтс. Он один из самых лучших парней, и один из самых оригинальных писателей. В глубине души я всегда мечтал поработать с ним, я считал, что это будет очень интересно.
Том Уэйтс прекрасно об этом рассказывает. Он немного льстит мне.
Том Уэйтс:
Мы делали Rain Dogs. Я тогда жил в Нью-Йорке, и кто-то спросил у меня, с кем бы я хотел сыграть на записи моего альбома. И я сказал: как насчет Кейта Ричардса? Я просто пошутил. Это всё равно, что назвать Каунта Бейси или Дюка Эллингтона, ну, вы понимаете? Я тогда писался на Island Records, а Крис Блэквелл знал Кейта еще с Ямайки. Кто-то начал набирать его номер, а я закричал: нет, нет, не надо! Но было слишком поздно. И вот мы получаем ответное сообщение: “Хватит ждать. Давай сделаем это”. И вот, он появился в RCA, в огромной студии с высокими потолками, с ним был Алан Роган, который таскал за ним его гитары, они привезли около 150 гитар. В нем чувствовалось большое уважение к процессу. Если ты любишь музыку, то хочешь, чтобы и музыка любила тебя. Я понял, что у нас с Кейтом одинаковые взгляды на творчество. Не вы пишете музыку, а она пишет вас. Вы всего лишь ее инструмент, ее флейта, или труба, вы ее струны. Кейт – яркий тому пример. Он как чугунная сковорода, сделанная из цельного куска металла. Он может раскалиться докрасна, но он никогда не трескается, только меняет цвет. У меня уже сложилось представление о нем как о музыканте, по его альбомам, но реальность превзошла мои ожидания. Мы, как пара гиен, кружили вокруг друг друга, смотрели в землю, смеялись, и потом вдруг у нас начало что-то получаться. Он обладает безошибочным чутьем, как хищник. Он сыграл в трех песнях на моем альбоме: "Union Square", "Blind Love", где мы поем вместе; на "Big Black Mariah" он играет большую ритмическую часть. Это подняло мой альбом на более высокий уровень, как я считал, и меня даже не волновало то, как он будет продаваться… Потом, несколько лет спустя, мы вновь встретились в Калифорнии. Мы каждый день приходили вместе в маленькую студию под названием Brown Sound. Это было старое фанковое место для репетиций, без окон, с ковром на стене, пропахшим бензином. Мы начали писать. Когда вы расслаблены и чувствуете себя свободными в обществе друг друга, вы можете делиться самыми неожиданными идеями, которые приходят вам в голову. Я помню, как по пути в студию я записал на магнитофон воскресную баптистскую проповедь, которую передавали в тот день по радио. Проповедь носила название “Инструменты Плотника”! В ней говорилось о том, как плотник открывает свою сумку и достает из нее инструменты… Мы с Кейтом долго смеялись по этому поводу. А потом он дал мне послушать в записи песню “Иисус любит меня”, которую спел на репетиции Аарон Невилл, просто а-капелла. Он любит исконную, необработанную музыку, например музыку зулусов и пигмеев, тайную, сакральную музыку, которая не поддается классификации. Мы с ним написали целую кучу песен, одна из них называлась "Motel Girl", а другая "Good Dogwood". А когда мы написали "That Feel" – я вставил ее в свой альбом Bone Machine. Больше всего я люблю его Бескрылых Ангелов. Эта запись просто снесла мне башню. Потому что первое, что вы слышите, это кваканье лягушек, и вы сразу переноситесь туда, где это записывалось. В этом альбоме слышится неповторимый звук Кейта. Даже более, чем я услышал при личной встрече с ним. Во многих отношениях он простой работяга. Он похож на моряка. Я нашел некоторые высказывания о музыке, которые, как мне кажется, очень подходят для музыки Кейта. В старину говорили, что звуки гитары способны излечивать многие болезни, например мигрень или эпилепсию. В наше время чудеса в дефиците. Кажется, Кейта до сих пор завораживают эти звуки, иногда он останавливается, держа гитару в руках, и некоторое время просто смотрит на нее, словно восхищаясь ею. Как все великие явления в этом мире – женщины, религии, небо – это не перестает удивлять вас.
. . . . . . . . . .
Еще одна замечательная певица, девушка моего сердца, моя невеста, с которой меня повенчал рок-н-ролл, Этта Джеймс. Она делала записи с начала 50-х годов, она пела в стиле doo-wop, и с годами значительно расширила свой диапазон. Это один из тех голосов, услышав который по радио, вы не пройдете мимо; а если увидите пластинки Этты Джеймс в магазине, то обязательно купите их. 14 июня 1978 года мы играли с ней вместе. Она выступала со Stones в Capitol Theatre, в Нью Джерси. Этта, как и я, была наркоманкой. Мы сразу нашли с ней общий язык. Я думаю, в тот конкретный момент она была чистой, но это не имело значения. Нам достаточно было один раз взглянуть друг другу в глаза, чтобы всё понять. У нее невероятный голос, который может затянуть вас в ад, или вознести к небесам. Мы сидели с ней в гримерке и, как все бывшие наркоманы, говорили о наркотиках. Обсуждали вечный вопрос – почему мы это делали? Обычный самоанализ. Дело дошло до того, что мы с ней сыграли свадьбу за кулисами. В шоу-бизнесе это означает, что вы как бы женаты, хотя на самом деле не связаны брачными узами. Мы дали друг другу клятву верности на лестнице, ведущей на сцену. Мы обменялись кольцами. Я решил, что теперь ее имя будет Этта Ричардс. Она поймет, что я имею в виду.
Когда родились Теодора и Александра, мы с Патти жили в Нью-Йорке на Четвертой Улице, и мы решили, что это не лучшее место для воспитания детей. Я купил участок земли в Коннектикуте, чтобы там построить дом. Почва там почти такая же, как в Нью-Йоркском Центральном парке – большие плоские плиты сланца и глыбы гранита, выступающие из земли, покрытые густым лесом. Нам пришлось взрывать тонны больших камней, чтобы сделать фундамент, в связи с этим я дал имя нашему дому - Camelot Costalot. Переехать в новый дом мы смогли только в 1991-м году. Дом расположен рядом с заповедником, это была земля древних захоронений индейцев. Когда-то здесь охотились ирокезы, а в дремучем лесу вполне могли обитать духи предков. У меня есть ключ от дальних ворот, которые ведут из моего сада прямо в лес, и мы частенько выходим туда погулять. Там, в лесу есть очень глубокое озеро с водопадом. Однажды мы пошли туда с Джорджем Ресилом, когда работали вместе, в 2001-м году. Сначала у нас не было намерения рыбачить, но мы, как Том Сойер и Гекльберри Финн, увидели там огромную рыбу, которая называется оскар, и загорелись желанием поймать ее. Эта рыба очень вкусная. Джордж, большой эксперт в рыболовном деле, утверждал, что такая рыба не водится севернее Джорджии. Тогда я сказал: давай ловить на другой крючок! И вдруг я почувствовал сильный рывок с той стороны моей лески. Когда я притянул леску к себе, оказалось, что это огромная черепаха, которая вцепилась зубами в мою рыбу, пойманную мной на крючок. Черепаха была здоровенная, как бык, зеленая и скользкая. Это было всё равно, что встретиться лицом к лицу с динозавром. На наших лицах застыло выражение ужаса, жаль, не было видеокамеры, чтобы заснять этот момент. Шея этого существа была длиной три или четыре фута, ему было, наверное, около трех сотен лет. Мы с Джорджем как будто вернулись в пещерные времена. Боже мой! Дело принимало серьезный оборот. Эти твари очень злобные. Им ничего не стоит откусить вам ногу. Я бросил удочку, взял камень, и долбанул это чудище по панцирю. “Посмотрим, кто кого, чёрт тебя возьми!” Это подействовало, и он скрылся под водой. Эти существа, обитающие на глубине, очень старые и огромные; своим видом они внушают людям леденящий страх. Они живут очень долго, и, возможно, этот еще застал ирокезов, когда в последний раз всплывал на поверхность.
С тех пор я больше не занимаюсь браконьерством. Я живу как джентльмен. Слушаю Моцарта, читаю очень много книг. Я ненасытный читатель. Обычно я начинаю читать что-нибудь, а если мне это не нравится, тут же бросаю. Когда речь идет о фантастике, это Джордж Макдональд Фрейзер, Флэшманс, и Патрик О'Брайан. Я влюбился в его литературный стиль с первой же книги – “Хозяин морей”. Уже позже я прочел о Нельсоне, в Наполеоновские времена, там, в основном, описываются человеческие взаимоотношения. Когда люди долгое время находятся на корабле, в замкнутом пространстве, посреди открытого моря, это дает большие возможности для раскрытия их характеров. Он прекрасно описывает такие ситуации, и меня это восхищает. Речь идет о дружбе, о товариществе. Джек Обри и Стивен Мэторин всегда немного напоминали мне Мика и меня. История Британского флота в тот период, это моя тема. Флот был в то время сильнее, чем армия, и там служили парни, которых призвали на службу в принудительном порядке. Чтобы заставить всю эту машину работать, необходимо было сколотить крепкую команду из горстки подневольных людей; и это очень напоминало мне Rolling Stones. Я всегда читаю историческую литературу. Времена Нельсона и Вторая Мировая война – на первом месте в моем списке. Но также я читаю и о Древнем Риме, и кое-что о Британских колониях, о Великой Игре, и всё в таком духе. У меня прекрасная библиотека, составленная из книг по этой теме. Книги стоят на деревянных полках, доходящих до потолка. Однажды я решил взять с полки одну книгу. Никто не верит, что я искал книгу Леонардо да Винчи по анатомии. Это большая книга, а большие книги стоят у меня на самой верхней полке. Я взял стремянку и полез наверх. Эти полки с очень тяжелыми книгами держатся на маленьких креплениях. Когда я коснулся полки, крепление не выдержало и сорвалось, и вся эта куча книг полетела мне в лицо. Бум. Я упал, ударившись при этом головой об стол. Не знаю, сколько времени я пролежал без сознания, может полчаса, а когда очнулся, почувствовал боль. Вокруг меня валялись огромные тома книг. Я бы посмеялся над собой в тот момент, но не мог, потому что было слишком больно. Я как бы получил ответ на вопрос: “что бы вы хотели узнать об анатомии?..” Я пополз вверх по лестнице, задыхаясь. Я только подумал: не буду сейчас будить свою старушку, подожду до утра, и тогда посмотрим, что к чему. На утро стало еще хуже. Патти спросила: “Что случилось?” - “Я просто упал. Я в порядке”. Но всё это время я не переставал задыхаться. Только через три дня я сказал: “Дорогая, мне нужно провериться”. Всё было далеко не в порядке – оказалось, что у меня проколото легкое. Наш тур по Европе, который должен был начаться в Берлине, в мае 1998 года, был отложен на месяц. Это был один из немногих случаев, когда из-за меня задержали гастроли. А еще через год, у меня произошло то же самое, только с другой стороны. Мы тогда только прибыли в Сент-Томас на Виргинских островах, и там я поскользнулся на подсолнечном масле. Я хотел заглянуть через забор, подставил попавшийся мне под руку горшок, залез на него, нога у меня соскользнула, и я упал – хрясть. У моей жены были обезболивающие таблетки – перкодан, и я глотал их горстями. Я даже не знал, что я сломал три ребра, и у меня проколото легкое с другой стороны, пока месяц спустя меня не послали на медкомиссию перед туром. Мы все регулярно проходим медкомиссию – разные анализы, тесты на беговой дорожке, и прочее. И когда мне сделали рентген, врач сказал мне: “Между прочим, у вас были переломы ребер и перфорация легкого с правой стороны. Но теперь уже всё зажило, и это не имеет значения”.
Когда я дома, я готовлю себе сам, обычно картофельное пюре с сосисками. Или другие, чисто английские блюда. В отличие от других людей, за годы, проведенные в дороге, я привык питаться во внеурочное время. Я ем только тогда, когда я голоден, хотя это не принято в нашей культуре. Перед выходом на сцену мне не хочется есть, а после концерта нужно подождать еще час или два, пока не уляжется адреналин, а это бывает не раньше трех часов ночи. Тогда можно и поесть, если проголодался. Нас с детства приучили к трехразовому питанию, это было придумано во времена индустриальной революции. Раньше такого не было. Нас всех строили: “Перерыв на обед!” Для того и существует школа. Забудьте про математику, географию, историю, нас готовили к тому, чтобы мы работали на заводах и фабриках. Звучит гудок – и вы идете обедать. То же самое для офисных служащих, даже если ты дослужился до премьер-министра. Это очень плохо – съедать большое количество пищи за один прием. Лучше есть понемножку, через каждый час или два, там пожевать что-нибудь, здесь перекусить. Это лучше для организма… Чтобы готовить, необходимо терпение. Когда я готовил “Goats Head Soup”, я делал это медленно, не торопясь.
Мой дедушка Гус умел готовить необыкновенный “пастуший пирог” [
название картофельной запеканки с мясом – Прим.перев.], это было настоящим произведением искусства. Никто не мог приготовить такой же, всегда получалось не то. Я до сих пор пытаюсь готовить по его рецепту… Тони Кинг, который работал со Stones и с Миком еще с 60-х, расскажет случай, когда кто-то без спроса съел мой пастуший пирог.
Тони Кинг:
В Торонто, во время тура Steel Wheels, нам в обеденный зал по заказу доставили пастуший пирог. В зале были только охранники. Когда Кейт подошел к столу, он обнаружил, что кто-то уже отрезал кусок пирога раньше него. Он потребовал, чтобы ему назвали имена всех людей, которые ели его пирог. Тогда Джо Вуд стала бегать и спрашивать у всех, кто ел пирог. Все отрицали свою вину, конечно, кроме охранников, которых там было много, и они просто не могли это отрицать. Я тоже не признался, хотя и мне достался кусочек. Кейт сказал: “Я не выйду на сцену до тех пор, пока сюда не привезут новый пирог”. Пришлось снова заказывать пирог, и ждать, пока его приготовят и доставят. Я сказал Мику: “Шоу задерживается, потому что Кейт не хочет выходить на сцену, пока не получит свой пастуший пирог”. Мик сказал: “Ты это серьезно?” – “Думаю, на этот раз, да” – ответил я. Наконец, нам по рации передали: “Пастуший пирог уже в здании!” Его пронесли через весь зал и поставили в раздевалке Кейта. Он только воткнул в него нож, и, не съев ни кусочка, пошел на сцену. Он просто хотел надрезать корочку. С тех пор, каждый раз ему стали привозить его пирог прямо в его раздевалку, чтобы он был спокоен.
Теперь это уже стало моим известным правилом во время гастролей. Никто не имеет права трогать мой пирог раньше меня. Не ломай корочку, детка. Это записано в контракте. Если вы заходите в мою комнату, и там стоит теплый и еще нетронутый пирог, единственный человек, который может нарушить целостность его корки, это я. Все эти прожорливые раздолбаи так и норовят урвать кусок от моего пирога. Честно говоря, я придумал это правило просто шутки ради. Потому что я очень редко ем перед выходом на сцену. Это худшее, что можно сделать перед выступлением, по крайней мере, для меня. Трудно играть "Start Me Up" на полный желудок, тем более, когда предстоит работать еще два часа. Просто я хочу, чтобы пирог стоял у меня на столе на тот случай, когда мне понадобится немного подзаправиться. Это особенность моего обмена веществ – мне постоянно нужно топливо.
Когда моя дочь Анджела выходила замуж за Доминика, своего жениха из Дартфорда, в 1998 году, мы устроили грандиозную вечеринку в Редлансе. Доминик приехал в Торонто просить моего благословения на брак с Анджелой, и я продержал его там без ответа две недели. Бедный парень. Я знал, чего он хочет, а он не знал, что я это знаю, и ему никак не удавалось найти нужный момент, чтобы обратиться ко мне, а я всё время избегал разговора с ним. Я должен был вот-вот отправиться в тур. Каждое утро Анджела спрашивала его: ну, ты поговорил с ним?, а он отвечал: нет. В конце концов, однажды утром, когда тянуть было уже некуда, я сказал: чёрт возьми, конечно, ты можешь жениться на ней, и швырнул ему свой браслет с черепом, как подарок на память. На свадьбу собралась толпа самых разнообразных людей: друзья Анджелы из Дартфорда, мои товарищи по предстоящему туру, семья Дорис, родственники, с которыми мы не виделись много лет. Музыкальную программу открывала группа барабанщиков, играющая на жестяных бочках, потом Бобби Киз, который знал Анджелу всю ее жизнь, играл "Angie", когда она шла к алтарю, Лиза и Блонди пели, а Чак Ливелл играл на рояле. Бернард Фаулер зачитал соглашение, он был немного шокирован, что его не попросили спеть, но Анджела сказала, что ей нравится его голос, когда он просто говорит. Блонди спел "The Nearness of You", потом Ронни, Бернард, Лиза, Блонди и я, мы все играли и пели.