Вот распознанная статья о Томе Ньюмене-Джонсе Третьем (вот насчёт "третьего" точно не знаю, но зовут его всё-таки Тед, а не Том, как в этой статье...), любезно предоставленная на предыдущей странице by AlexGB.
Коряво звучащие русские названия заменены на оригинальные английские, "Кейт" заменён на "Кита". Там, где удалось разгадать ошибки перевода (в конце, где описываются особенности гитар) -- исправлено; где не удалось -- оставлено как в оригинале, но выделено
красным. Эх, найти бы оригинал на английском... Что-то на эту тему вроде есть
вот здесь, но внимательно пока не рассматривал...
________________________________
В колледже я прочитал статью в журнале «
Ай» «(Eye?)» о «Стоунз», написанную неким Стенли Бутом. Позже я оказался в Мемфисе, где торговал одеждой, и мне однажды пришлось выписывать чек для покупателя, которым и оказался Стенли Бут. Я сказал ему, что эта статья отлична, на мой взгляд, и что-то ещё в том же духе. Это и привело в конце концов к тому, что я отправился со «Стоунз» в турне в 69 году и оказался в Европе в 1971.
Из Парижа я позвонил в Англию и мне сказали, что все «Стоунз» находятся под Ниццей. Так я оказался на пороге дома Джо Бергман с сильной простудой: гриппом или чем-то в этом роде. «Я привёз гитару, «Rickenbacker» – думаю, что Кит Ричард ею заинтересуется».
– «Хорошо, но они сейчас записываются, и я не знаю, можно ли их видеть». Джо приютила меня и ухаживала за мной. И вот однажды раздался звонок по телефону – это был Кит: «Это ты тот парень с гитарой?» – «Да». – «Ну, бери такси и приезжай сейчас ко мне». – «Но это ведь сорок миль, а со здешними таксистами эта поездка будет мне стоить рук и ног!» – «Ну ладно, я заплачу». – «Проблема не в этом…» – и так мы проговорили ещё некоторое время. В конце концов я сел на поезд, а потом проехал ещё немного на такси до дома Кита в Неллкоте. Это был высокий, старинный, просторный особняк, сделанный из камня, колонн, стоек и прочей ерунды. Весь подвал был превращён в студию звукозаписи, где они писали «Exile on Main Street». Кит встретил меня у двери без рубашки и с гитарой в руках: «Ну, входи». Мы прошли в дом, и он предложил: «Давай я покажу тебе мои гитары и принесу какую-нибудь». Мы прошли в студию, и там он показал мне целый набор гитар… старая «Мартин», несколько старых «Гибсонов», «Телекастер», который он настраивал на пять струн. Моя гитара настраивалась на открытых струнах, но я настраивал её на ми. Кит немедленно снял шестую струну, настроил гитару на соль, подключил и немного побренчал на ней. Ему понравилось, и он сказал: «Я её беру, сколько ты хочешь?» – «Да где-нибудь триста зелёных…» – «Идёт». Потом мы поглядели все его инструменты, немного выпили и поимпровизировали. Наверно, я произвёл некоторое впечатление, поскольку позже, когда этот дом обворовали и все его гитары исчезли, Кит разыскал меня и попросил привести в порядок те гитары, которые ему удалось уже заменить. Я согласился, и тогда он попросил меня приехать в Лос-Анжелес, но я ответил: «У меня нет денег». Тогда он предложил: «Я пришлю тебе билет, приедешь в Лос-Анжелес, будешь жить у меня, приведёшь все гитары в порядок. В одной из спален сделаем мастерскую, поставим кухонный или ещё какой-нибудь стол…» Тогда я, наконец, согласился.
Позже, находясь в Арканзасе, я получил телеграмму, где меня просили встретиться с Китом – возможно, это было в феврале 1972 года. Я созвонился с ним, и он мне сказал: «Эй, не хочешь отправиться с нами в турне?» – «Конечно же хочу». Он рассказал мне, что они запланировали гастроли и дадут мне знать, когда начнутся репетиции. Поэтому всю весну я просидел в Арканзасе в приподнятом настроении, а где-то в мае он позвонил мне: «Встречай меня в Лос-Анжелесе на репетициях, мы собираемся гастролировать и хотели бы взять тебя с собой». У меня в общем-то не было ни цели, ни работы, а я знал, что они всегда много фальшивили на сцене и тратили много времени на настройку инструментов между песнями. Я упомянул об этом Киту и Мику и сказал, что их шоу выглядело бы гораздо профессиональнее, если бы они, начиная песню, были уже настроены, имея свежие гитары.
Когда я показывал Киту ту первую гитару во Франции, он играл с открытой настройкой, пользуясь пятью верхними струнами. Не знаю происхождения этой настройки у Кита, но это старая блюзовая настройка. Возможно, у него когда-то порвалась струна и ему просто понравилось, как без неё звучит гитара. Кроме техники игры «слайд», в использовании только пяти струн есть ещё одно преимущество, если играть с открытой настройкой… С шестой струной получается гудение, если она настроена в соль, потому что в аккорде слишком много одних и тех же нот. С пятью струнами этот фон шестой струны отсутствует. Если просто, то при открытой настройке аккорды берутся передвижением пальцев вперёд-назад по грифу, как при технике «баттл-нэк» или «слайд». Аккорд играется при помощи обычного баре. Для Кита это очень подходящий стиль, поскольку играет он ритм-партии, но для солирования это не годится.
Когда мы с Китом в тот день разговорились, он сказал мне, что возникает масса проблем с переделкой гитар с шести струн на пять из-за промежутка в том месте, где находилась шестая струна. А если пробуешь передвинуть струны, то не попадаешь на полюсные головки на звукоснимателе – это маленькие точки, магниты под каждой струной, обмотанные медной проволокой. Если же надо расставить струны с промежутком, то есть вместо шести струн – пять, то не получается правильного звучания, так как сигнал магнитами не снимается.
Вот Кит и спросил меня, смог бы я сделать пятиструнную гитару. Я ответил утвердительно и вскоре выполнил своё обещание. Этот инструмент был подлинным – настоящая пятиструнка. Он в ней по-настоящему разобрался и начал играть многие ритмические ходы, о которых другие музыканты и не мечтали.
Теперь почти невозможно составить список гитар всей коллекции Кита, которую он насобирает за шесть месяцев. В интервью журналу «Guitar Player» я сказал, что в его коллекции находится шесть гитар «Les Paul», «Les Paul Junior», «L6S», два «Стратокастера», четыре «Телекастера», одна пятиструнка «Zemaitis», три пятиструнки, сделанные мной, две гитары «Travis Bean», такая же бас-гитара, и ещё бас-гитара «Fender Precision». Я мог бы добавить сюда ещё десяток гитар, которые, я знаю, у него есть, в том числе и несколько моих. Одна из них – шестиструнная – копия «Fender Telecaster» с электоронной начинкой от «Fender Telecaster». Я сделал её, поскольку у меня был прекрасный кусок красного дерева и гриф «Fender», тоже из красного дерева, которые, казалось, просто хотели быть вместе. Другая шестиструнная гитара была изготовлена из падука (вид красного дерева из Бирмы), и ещё пятиструнная гитара, сделанная из вишнёвого дерева и клёна. Это, кстати, прототип моей новой модели «Keith Richard». Затем я сделал ещё пятиструнную гитару из орехового дерева, но я её с тех пор не видел и не ьзнаю, что с ней стало. Следующая, которую я ему сделал, была снова из падука с накладкой из клёна и
валиком (?!) из нержавейки. Отделана она ореховым деревом, а электронная начинка у неё EMG. Чтобы сделать одну гитару, мне нужно 80 часов, это не очень экономично – вот если бы можно было делать одну гитару в день!
Обычно, определив, какую гитару от меня хотят в общем, выясняешь разные штуки, о которых Кит мог попросить особо. Например, ему нужно что-нибудь для техники «слайд» или что-то для игры с открытой настройкой. На слайд-гитаре, скажем, он мог попросить сделать один
обрезанный сплошной корпус (?!), сквозной гриф, один звукосниматель и
валик (?!) с
высокой работоспособностью (?!). Для лидер-гитары он захочет что-нибудь с более низкой
работоспособностью (?!), но с большим количеством звукоснимателей и дополнительной ручкой контроля. На вопрос о дереве Кит мне однажды ответил: «Мне всё равно, насколько оно деревянное» – мы долго смеялись. Для кантри-гитары ему нужен более звонкий звук. В-общем, работать приходится и со звукоснимателями, и с материалом, из которого делается гитара, и надо учитывать, в какие усилители она будет подключаться, и т.д. Требования Кита к своим инструментам могут отличаться от требований других гитаристов, так как половина его инструментов – пятиструнные. Другим необходимы особые приспособления, зависящие от их стиля, и, конечно, другим нужна другая инкрустация и отделка. Дилан, например, захотел трефы, черви, бубны и пики; Том Петти – разбитые сердца, а своему другу Вуди я сделал гитару с инкрустацией его имени из разных пород дерева. Я делал также гитары для Джаггера и Билла (Уаймена), но он, по-моему, пользуется ею только в студии.
На гастроли Кит берёт обычно по крайней мере 16 или 17 гитар и каждый вечер использует из них 6-8, поскольку многие песни исполняет с различной настройкой. То же самое и на любом альбоме «Стоунз». Они вообще-то больше используют мои гитары в студии, чем на концерте, так как они дорогие и порой бьются. Но если я могу предоставить им недорогие и прочные модели, вроде двух последних, сделанных мной, они берут их и в турне.
Вместе со «Стоунз» меняться приходится и гитарам. Некоторыми из них нельзя пользоваться в какие-то определённые дни – или погода повлияла, или они оказались повреждёнными; но те, которыми они пользуются, в основном остались в отличной форме.
_____________________________________________
И -- пара иллюстраций, из того, что первое подвернулось: Кит с гитарами Тэда
_____________________________________________
* "
один обрезанный сплошной корпус" -- в оригинале, по-видимому, было "one-cut solidbody", то есть
цельнокорпусная гитара с одним вырезом (типа Les Paul)...