И.А.Хижняк писал(а):Отметим, что критическая направленность у альбома «Грязная работа» несравнимо выше других дисков «Стоунзов» и уже не соответствует стандартизованным параметрам массовой культуры. Одна из композиций альбома прямо призывает к активной гражданской позиции в борьбе за решение наиболее спорных и сложных социально-политических проблем. А песня «Обратно в прошлое» по своему социальному звучанию без натяжек может быть отнесена к лучшим образцам антивоенного и антирасистского рока британской волны.
«Студенческий меридиан», март 1979 писал(а):НОВАЯ ЖИЗНЬ РИТМ ЭНД БЛЮЗА
Создатели «ливерпульского стиля» «Биттлз» не были единственными новаторами на музыкальной сцене 60-х годов. В начале прошлого десятилетия из классического негритянского блюза возникает музыкальное движение, зачинателями которого были гитаристы Алексис Корнер и Джон Мейэл: блюз приобретает широкую популярность среди английской молодежи. Вскоре «Мэрки-клаб», в котором по вечерам собирались блюзмены, становится настоящей Меккой поклонников Корнера. Именно в «Мэрки-клаб» возникает импульс, давший начало целой плеяде ансамблей, черпавших вдохновение у пионеров негритянского блюза Сонни Бой Вильямсона, Рея Чарльза, Би Би Кинга, Ларри Вильямсона и других. Но музыка «Роллинг Стоунз», «Спенсер Девис груп», «Манфред Мэнн», «Кто», «Энималз», «Ярдбердз» и других не была простым копированием негритянской манеры исполнения, а представляла ее творческую модификацию, английскую форму ритм энд блюза. Особого признания у молодежи добился известный ныне ансамбль «Роллинг Стоунз». На его творческом пути мы и остановимся подробнее.
Свое название участники группы взяли в честь классического «Роллинг Стоун блюза». Руководитель ансамбля Мик Джеггер так говорил о первых шагах группы: «Вначале мы хотели вытолкать в шею из джаз-клубов традиционные ансамбли. Мы были в положении колоний, борющихся против международных монополий. И все-таки мы надавали им тумаков». Что и говорить, подобная агрессивность характерна для «роллингов», с самого начала своей карьеры заслуживших прозвище «общественные хулиганы». Как только английское «общество» заметило, насколько «лондонские головорезы» опаснее ливерпульских «жуков», «Битлз» становятся официальными фаворитами. В то время, как Британская империя награждает их своими орденами, «роллинги» таскаются по судам. Когда «Битлз» становятся «нашими милыми парнями», «Роллинг Стоунз» продолжают оставаться «шайкой разбойников», гонимые отовсюду и вместе с тем столь желанные в кругах волнующейся студенческой молодежи.
«Роллинг Стоунз» – одна из старейших рок-групп – всегда были представителями обновленного ритм энд блюза. Им удалось добиться того, что в ритм энд блюзе к середине 60-х годов возникла действительно новая область на границе джаза и рока, заменившая молодым слушателям и классический джаз и первоначальный рок. «Роллинг Стоунз» представили миру острую смесь негармоничных звуков, диссонирующего вокала, атональных композиций и всех тех фальшивых на первый взгляд нот, которые лежали в основе пародийных шоу Джеггера, непрестанно иронизирующего, выставляющего напоказ жестокую изнанку такой, казалось бы, упоительной и блестящей жизни джазовых и роковых «богов». Разбив блюзовую колыбель Алексиса Корнера, «Стоунз» обратили особое внимание на подлинный негритянский ритм энд блюз, сумев подвести его под свое оригинальное мышление, представив образцы урбанистического творчества.
Творчество дуэта Джеггер – Ричард протекало в условиях постоянной конкуренции с другим композиторским содружеством – Леннон – Маккартни. Заметим, однако, что первые создавали свои произведения строго в рамках ритм энд блюза, то есть музыки, имеющей определенную схему, развитие которой без коренной ломки стиля гораздо сложнее, чем создание произведений, целиком свободных от каких бы то ни было схем, как это делали «Битлз». Секрет успеха в значительной мере заключался в том, что Джеггер и Ричард были особенно внимательны к ритмической основе, на известных схемах («рифах») они создавали именно свои мелодии. Такими были их песни в 1965 году, такими они остались и десять лет спустя, когда от «Битлз» остались одни воспоминания, а от многих не осталось даже и этого. Основная заслуга «Стоунз» состояла в том, что они вместе с «Битлз» вывели поп-музыку на путь широчайшего экспериментирования. Одновременно с «Энималз» и «Спенсер Девис груп» музыка «Роллинг Стоунз» стала стержнем развития блюза в 60-е годы. В то время (особенно в 64–65-х годах) они представляли собой прогрессивный авангард поп-музыкальной сцены, сумев привить слушателям любовь к блюзовой культуре.
Ну а что касается шумихи: автографов на бюстгальтерах истеричных поклонниц, телохранителей из числа «ангелов ада» и прочее – все это было скорее чисто сатирическими приемами, лишний раз подчеркивающими всю абсурдность «ценностей» массовой культуры Запада. Под внешним фиглярством «Стоунз» всегда был скрыт горький сарказм сознания собственного бессилия изменить «этот безумный, безумный… безумный мир».
И.ЩЕГОЛЕВ
М.МОНАХОВ
«Крокодил», 1973 писал(а):КУДА КАТЯТСЯ КАМНИ…
Библейский Экклезиаст любил говорить красиво. К примеру: «Кто умножает познания, умножает скорбь».
Спорный, конечно, тезис. В чем-то даже ущербный. Чего доброго, возьмут его на вооружение весельчаки-двоечники.
КСТАТИ О ДВОЕЧНИКАХ
Ионов Б. Я. Из города Ново-Златоуста живет, не ведая скорбей. Избытком познаний (по крайней мере грамматических) Боря не обременен. Об этом свидетельствует его письмецо в «Крокодил»:
«Дарагая редакция прошу не отказать в одной услуги. Я, Ионов Б Я обращаюсь к вам с огромной прозьбой чтобы вы мне подробней описали биографию ансамбля Ролинг Стоунз и цветные фотографии музыкантов. Я прочитал «Крокодил» № 29 1972 г. за октябрь, а на магнитофоне у меня есть 2 касеты записаные ихними песнями и мне хочется узнать их как класных певцов, по ближе, а то когда я пишу песни наших артистов, я их знаю, а этих незнаю»…
Ну, что ж, по ближе, так по ближе…
В переводе с английского, Боря, название «Роллинг Стоунз» означает «Катящиеся камни». Название пошло от английской пословицы «Катящийся камень мхом не обрастает». Этим, надо полагать, участники молодежной английской бит-группы хотели сказать: «Не мещане мы, не обыватели».
КСТАТИ О КАМНЯХ
Среди красивых изречений дедушки Экклезиаста имеется еще такое: «Всему свое время. Время разбрасывать камни и время собирать камни, время обнимать и время уклоняться от объятий».
Да, было время собирать камни – в смысле записи с песнями «Камней». Было время обнимать – и немалое число наших юных любителей эстрадной музыки заключало в заочные объятия талантливых музыкантов из английского города Ричмонда. И для этого были свои причины. Слушатели знали, что «Камни»:
а) дают бесплатные концерты для тех, у кого дырки в кармане;
б) осуждают американскую агрессию во Вьетнаме;
в) поют песни протеста.
И все это было сущей правдой.
Но все течет, и все изменяется, причем, увы, не всегда в лучшую сторону.
В октябре минувшего года «Крокодил» опубликовал кое-какую свежую информацию о «Камнях», чем умножил познания, а с ними и скорби поклонников ансамбля «Роллинг Стоунз». Вести об огорчительной эволюции «Камней» автор фельетона изложил в виде такого монолога Мика Джаггера – лидера группы «Роллинг Стоунз»:
«– Будем говорить откровенно, здесь все свои – ведь я не пою, а имитирую вопли сексуального триумфа и отчаяния. Репродукторы ревут так, что мои оркестранты не слышат друг друга. Только если очень повезет, я могу расслышать за спиной буханье барабана, но это случается редко. Ору вслепую. Зато мы взяли за одно турне по Америке четыре миллиончика. А не умей мы вгонять орды сосунков в состояние массовой истерии, нам оставалось бы просить милостыню на панели».
Монолог был смонтирован из фактов, а наши юные «камнепоклонники» решили, что он высосан из пальца. Редакция получила несколько писем – подписанных и анонимных, язвительных и простодушных, возмущенных и ошарашенных – от ребят, ослепленных любовью к «Камням».
КСТАТИ О СЛЕПОТЕ
Больше всего нашу юную аудиторию потрясли слова: «Ору вслепую».
«После чтения я решил проверить, насколько правдивы ваши слова» – пишет Ю. Цацулин из Новокузнецка. – Ставлю на магнитофон концерты «Роллинг Стоунз» за 1972 год, 1970-й, 1969-й, и что же… Отчетливо слышны саксофон, ударник, рояль, бас-гитара, соло-ритм-гитара. И не просто слышны, а под их аккомпанемент ансамбль поет – именно поет – четко, ясно и разборчиво»…
Но зачем же путать обычные гастрольные выступления «Камней» с их отборными студийными записями, сделанными в идеальных акустических условиях?
Предоставим слово очевидцам и участникам.
Музыкальный обозреватель журнала «Лайф» Томас Томпсон, побеседовав с Джаггером во время летних гастролей «Роллинг Стоунз» в США, свидетельствовал: «Выступая, «Камни» не слышат друг друга. Джаггер считает, что ему повезло, если он может уловить ритм барабана».
Так вот и получается, что концерты «Камней» проходят в обстановке какой-то умопомрачительной взаимности – музыканты глушат усилителями слушателей, а осатаневшая публика оглушает воплями экстаза исполнителей.
КСТАТИ О ГЛУХОТЕ
Лишь один человек в зале сидит с каменной физиономией. Это радиоинженер Чарльз Уоткинс, создатель акустической аппаратуры для «Роллинг Стоунз». Дело в том, что мистер Уоткинс глух, как пень. Уоткинс смастерил для «Камней» динамики мощностью в полтора киловатта каждый и пал первой жертвой своих иерихонских труб. Уоткинс – не Экклезиаст, но тоже сказанул неплохо: «Не исключено, что в недалеком будущем глухонемые музыканты будут играть перед оглохшей аудиторией».
А пока что бригада из 35 звуко- и светотехников, приставленных к 500 единицам звуко- и светооборудования, сопровождают группу Джаггера. Впрочем, какая же это группа! Это фирма, крупное коммерческое предприятие.
КСТАТИ О КОММЕРЦИИ
«Стоунзы» – миллионеры. На летних гастролях минувшего года в Америке «Камни» за восемь недель прогрохотали через 30 городов, дали 50 концертов, собрали 750 тысяч слушателей из расчета 6 долларов 50 центов с носа. Множим и получаем что? Получаем вывод, что концерты для бедняков с дырками в кармане сохранились лишь в пожелтевших журнальных подшивках за прошлые годы.
Сегодня «Стоунзам» нужен слушатель с карманом из плотной износоустойчивой ткани. Ну, а кто платит музыкантам, тот, естественно, заказывает музыку.
КСТАТИ О ЗАКАЗАХ
«Фанатичные поклонники требуют откровенно чувственной музыки, которой прославились «Камни», и не приемлют ничего иного, – пишет осведомленный Томпсон и уточняет: – В такой музыке нет ни элегантности, ни смелого творческого начала, которым отличались «биттлсы». У них (у «Р. С.») лишь блестящая имитация отошедшей в историю американской художественной формы (рок-н-ролла), музыки, которая вопит о сексуальном триумфе и сексуальном отчаянии».
С этим Мик Джаггер не спорит. Он признает: «Мы написали сотни разных песен, но мы неуклонно возвращаемся к року… Мы должны считаться с тем, что хочет публика».
А публика, их публика, жаждет острой щекотки нервов. Очевидец свидетельствует:
«Приверженцы «Камней» – некоторые из них, входя в зал, становятся на колени и целуют пол – надели на себя все лучшее: великолепные девицы в черных трико в обтяжку и в кружевных скатертях, обвязанных вокруг талии, их спутники в комбинезонах, сквозь дыры которых видно тело, выкрашенное серебряной краской, а на лбу нарисованы астрологические знаки. И вот, ополоснув саднящие голосовые связки глотком пива и виски «Джек Даниэль», Джаггер исполняет жгучий номер: «Полуночный гуляка» – рассказ о ночных сексуальных похождениях. В кульминационный момент он хватает позолоченный пояс и сечет сцену – воображаемую женщину. Сцену в это время заливают потоки сатанински-пурпурного света».
Музыкально-садистский этюд приводит аудиторию в полный восторг, тем более что аудитория крепко подогрета. «В воздухе основательно попахивает травкой» (то есть наркотиками, – М. В.), считающейся в этих кругах фимиамом», – повествует очевидец.
КСТАТИ О ТРАВКЕ
На ней давненько и все с большим аппетитом пасутся сами артисты ансамбля «Роллинг Стоунз». Еще пять лет назад их гитарист Брайан Джонс, страдавший наркоманией в тяжелой форме, был найден мертвым на дне плавательного бассейна.
В конце прошлого года полицейский инспектор Лафарг из французского города Ницца отдал приказ об аресте гитариста «Камней» Кейта Ричарда и его любовницы, западногерманской актрисы Аниты Паленберг. На собственном пляже «Камней» и на палубе их яхты, болтающейся у берега, упомянутая парочка до десяти раз в день впрыскивала себе героин и на глазах у жителей гавани учиняла всяческое скотство и непотребство. Повар музыкантов Жан Пузато, сам наркоман, приводил на виллу торговцев наркотиками…
В этом году японские власти решительно отменили намечавшиеся гастроли «Камней». Официальное основание: в 1971 году Джаггер в Англии был уличен в хранении наркотических средств. Таким людям въезд в Японию запрещен…
Вы огорчены, ребята? Мы тоже. Вы спросите: «Что же, выходит, настало время уклоняться от объятий?» Сами видите… Талантливые английские парни не нашли в себе сил противостоять окружающей их буржуазной среде. Среда, как говорится, засосала. Боялись обрасти мхом мещанства, а обросли «травкой». Как ни горько это писать, но «Катящиеся камни» все глубже скатываются в болото коммерции, наркомании и разврата. Пожелаем им поскорее оттуда выбраться, если смогут, конечно. А пока что жирные идеологические лягушки радостно квакают, резвясь вокруг вновь увязших: «Слава богу, теперь будет поменьше песен протеста! Брек, бре-ке-кекс!»
Время разбрасывать камне? Нет, зачем же… Пусть хорошие записи старых песен «Роллинг Стоунз» останутся в ваших фонотеках, напоминая о тех временах, когда парни Мика Джаггера были чисты в делах и помыслах, когда они понимали, что искусство для масс и искусство вызывать массовую истерию – вещи несовместимые.
М. ВИЛЕНСКИЙ
Шух писал(а):А статьи из "Ровесника" 80-х интересуют?
rustones писал(а): у Анатолия на его сайте "Бес в ребро" (в резделе "В отечественной прессе");
Вернуться в Rolling Stones в СНГ
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0